20:07 Э. Рязанов умер | |
Эльдар Рязанов умер. Человек-фильм, человек — Новый год, человек-легенда. Последний ученик легендарного Эйзенштейна, последний мастер, связывающий наше нынешнее кино с тем, великим. Он родился в 1927-м в Самаре, в семье торговых представителей СССР в Тегеране. Звучное имя Эльдар — дань моде. В те годы детей называли красиво и символично. Было много каких-нибудь Виленов, а вот Колю или Васю никто не хотел. Экзотическое имя в сочетании с фамилией, «пахнущей курной избой», создавало гремучее, запоминающееся сочетание, которое помогало режиссеру в начале карьеры. Забыть такое трудно. Впрочем, фамилия его происходила не от слова «Рязань», а от глагола «резать». Но графьев Резановых Эльдар Александрович в родственники не вписывал. — Да вы только посмотрите на мой нос, — смеялся он, — уж какие там графья! Вопреки добродушной внешности, обычно идущей в сочетании с необъятными размерам, Рязанов был строг и к другим, и — особенно — к себе. ![]() Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Зайцева «Я - человек невеликих способностей», — повторял Рязанов. С ним спорили. Спрашивали, а почему, если так, его фильмы столько лет не сходят с экрана. Рязанов говорил, что, мол, ничего хорошего в этом нет. Юмор стареет, а раз уж фильмы его актуальны до сих пор — это значит, что ничего не изменилось. Помните его фразу: «Люди в нашей стране делятся на тех, кто доживает до пенсии, и остальных». Смешно? А если бы на пенсию выходили в 40 лет, а не как сейчас, смешно бы не было. То-то и оно. После ВГИКа молодой Рязанов 5 лет снимал документалку, и лишь благодаря продюсерскому таланту тогдашнего главы Мосфильма — Ивана Пырьева, очень волевого и проницательного человека — перешел на художественное кино. ![]() В этом году его первая комедия — «Карнавальная ночь» должна была отметить 60-летие. В следующем — 40-летие у другой его новогодней комедии — «Иронии судьбы». ![]() Как важно было посмотреть эти фильмы, зная, что их отец, их создатель, с нами. Впрочем, он сам говорил, что не пересматривает свои фильмы. «Мне неинтересно, потому что я знаю, чем закончится кино». Еще он упрямо называл себя беллетристом. «Чем отличается беллетристика от большой литературы? Тем, что беллетристика — это когда интересно, что дальше, а большая литература — когда неважно. И поэтому я люблю беллетристику. Люблю, когда автор увлекает, когда нельзя оторваться». Но в этом самоуничижении Рязанов был неправ. Большинство его картин — выдающиеся. Они все так или иначе связаны с сатирой, но все — разные. И если роман Пушкина — это энциклопедия русской жизни, то фильмы Рязанова, без сомнения, — энциклопедия жизни советской. По его фильмам можно было изучать историю советского прошлого, этапы его становления. Романтическая восторженность 1950-х — это «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада», диссидентство 1960-х — «Берегись автомобиля», смена социальных ролей, гендерное превосходство женщины — «Ирония судьбы» с 37-летним неженатым Женей Лукашиным или «Служебный роман» с его странными героями. ![]() Его «фишка» — сложнейший жанр камерного фильма, когда все события разворачиваются в одной комнате, как в «Иронии судьбы», в «Гараже» или в «Дорогой Елене Сергеевне». Минимум декораций, никаких спецэффектов, однако все полтора часа мы не можем оторваться от экрана. ![]() Это ли не чудо? Это ли не плод выдающихся способностей автора? Он невероятно четко мыслил, остро подмечал. С детства Эльдар мечтал стать писателем, однако, понимая, что писать ему не о чем, подавал документы в мореходку, чтобы набраться впечатлений в плаваниях. Гремела война, рязановские документы не дошли. Зато до Останкино дошел 17-й трамвай. Он и привез будущего режиссера во ВГИК, куда тот поступил-то случайно, запасным номером. «В трамвай, что несется в бессмертье, / Попасть нереально, поверьте. / Меж гениями — толкотня, / И места там нет для меня», — писал Рязанов в стихотворении. И снова был неправ. Еще одна выдающаяся его способность — это умение выбрать исполнителей для роли. Он не обладал музыкальным слухом, но имел абсолютный слух на актеров. Как сказал кто-то из критиков, Рязанов умел подобрать актеров так, что роли сидели на них плотно, как перчатки. Благодаря ему взошли звезды Ахеджаковой и Гузеевой. Именно он уговорил Смоктуновского сыграть Юрия Деточкина. Благодаря ему неизвестная Гурченко стала великой Гурченко. Ведь он в прямом смысле вытащил ее «когда б вы знали, из такого сора». Известна история, что Гурченко забраковали на кинопробах. На пленке будущая звезда выглядела «настоящим уродцем», таким, что, «глядя на нее в кадре, каждому становилось понятно: эту актрису не позовет сниматься ни один режиссер». Рязанов дал ей еще один шанс. И не прогадал. Впоследствии выяснилось, что неудачная съемка произошла по вине молодого и неопытного оператора. Он часто повторял, что одна из самых трудных обязанностей режиссера — это отказывать актерам. Рязанов делал это мастерски. Мог отказать Андрею Миронову, претендующему на роль Жени Лукашина. Олегу Басилашвили, которому даже давал расписку в том, что будет снимать его во всех своих фильмах. Мог сказать "нет" даже женщине. Даже своей подруге, даже Светлане Немоляевой. Она пробовалась на роль Нади в «Иронии судьбы»: «Видит бог, Светочка, не могу. Еще хуже сыграть трудно», — извинился перед ней режиссер. Он доверял актерам настолько, что отпускал их, по собственному выражению, «в свободное плавание». В «свободном плавании» родились и знаменитые перлы вроде «какая гадость эта ваша заливная рыба» или знаменитая сцена, когда неуклюжий Мягков проливает вино на Алису Фрейндлих из «Служебного романа». Суровый, деспотичный режиссер. Он отличался суровыми высказываниями в адрес всего происходящего. «Велика страна моя огромная, потому и долго будет гнить». «Кино у нас больше не существует. Есть отдельные острова, скалы: Панфилов, Данелия, Тодоровский, человек 8–10. А дальше — океан пустынный». Но не был он ни мизантропом, ни хаятелем России. Он считал себя патриотом, таким как Салтыков-Щедрин. «Я ведь, как и он, ругаюсь и бушую, когда вижу недобросовестность, нечистоплотность, разгильдяйство. Ругаюсь, чтобы было лучше». В последние годы он часто болел. Но, несмотря на хвори и пробки, каждый день сам приезжал в киноклуб «Эльдар» — особое свое детище. Здесь проходили творческие встречи творческих людей, киновечера, концерты. Клуб был нужен ему, чтобы оставаться живым. Кстати, Рязанов очень хотел, чтобы в его «Эльдаре» выступила Земфира. Режиссер следил за творчеством певицы, и она нравилась ему. В день его смерти в Мосве выпал снег. Первая метель в этом году стала последней для Рязанова. Все случилось так, как он когда-то написал. Словно предвидел. Или это смерть, отдавая дань великому режиссеру, сыграла по его задумке. Ржавые иголки на снегу… Значит, ветер после снегопада Сдунул с елок, словно шелуху, То, что на ветвях держалось слабо. Мы ведь тоже держимся едва. Пожили… Порядком проржавели. Как на карауле, дерева Ждут последней гибельной метел Э. Рязанов Источник: http://www.gagarinalg.ru/dir/0-0-1-212-20 КУПИТЬ ПРОДУКЦИЮ СО СКИДКОЙ 31% И ПОЛУЧИТЬ ПАРФЮМ В ПОДАРОК от КОМПАНИИ AVON. Все города России. | |
Категория: Новости из мира радости и красоты | Просмотров: 654 | | |